Перед венчанием делали свадебный обыск...
Юлия Ли
"Новости Петербурга" № 4(380)
1-7 февраля 2005 года
Уже полтора года существует в Петербурге Музей свадьбы - первый и единственный в своем роде в России. Своим существованием он обязан Ольге Морозовой, которая 15 лет собирала нынешнюю экспозицию, а затем добивалась его открытия. Все из чистого энтузиазма. Сейчас она директор и единственный сотрудник музея - бесплатно проводит экскурсии, каждый месяц устраивает семинары для молодежи во свадебной тематике. Музей благотворительный, поэтому за вход денег не берут.
1000 долларов за старое платье
Преимущественно в музее представлены свадебные костюмы жениха и невесты, начиная от середины ХIХ века до 80-х годов XX века, а также документы рождения семьи атрибуты свадьбы, модные аксессуары, фотографии, дневники и многое другое. Все это с трудом помещается в одном зале музея при этом большая часть экспонатов остается "за кадром". Так, например, в музее нет отдельной экспозиции русской крестьянской свадьбы дореволюционного периода.
Каждый экспонат имеет свою историю. Вот свадебное платье учительницы, которая выходила замуж в 1909 году. Ее жених, тоже учитель, умер через три года после свадьбы от холеры, но молодая вдова так и не вышла замуж во второй раз. Бережно, как самое драгоценное воспоминание, хранила она подвенечное платье. В коробке вместе с туфельками невесты, перчатками и бабочкой жениха платье пережило революцию и две мировые войны, было эвакуировано и возвращено в Петербург. В этой коробке его и подарили музею родственники невесты. На свадебной выставке в Москве, куда Ольга ездила представлять музей, богатая дама предложила за это платье 1000 долларов - женщине хотелось перешить платье и носить самой.
Блокадный арбуз
До революции перед венчанием жениху с невестой нужно было представить священнику "свадебный обыск" - документ, где в письменном виде молодые клялись, что "никому не обещались", то есть не имели живого супруга. Их клятву заверяли крестные мать и отец. Запись о браке делали в свидетельстве, о рождении мужа. У женщины документа о замужестве не было вовсе, ведь она после свадьбы принадлежала мужу, который нес за нее полную ответственность. Еще одним свадебным документом была опись приданого невесты. Такие описи составлялись очень подробно, вплоть до количества ложек, вышитых полотенец и нарядов.
В первые годы после революции государство еще не знало, как вести семейную политику, поэтому бывали и "перегибы". Получить развод стало крайне легко, для него даже не требовалось присутствия супругов. Случалось, женщина еще не знала, что разведена, а коварный муж уже женился на другой.
В каждой семье было принято вести специальные расходные книги. Книга семьи Караваевых открыта на марте 1942 года. Блокада. О затратах на похороны Ивана Караваева пишет одна из его дочерей: "Похороны папы. За рытье могилы - два куска хлеба, за гроб - один кусок хлеба".
Свадьбы во время блокады тоже были. Хотя гостей кормить было нечем. Актер Сергей Филиппов вспоминал, как пришел к друзьям на свадьбу. Когда он увидел на столе изобилие еды (арбузы, курицу и т. п.), то упал в голодный обморок. Друзья привели его в чувство, и тут выяснилось, что вся пища на столе, кроме нескольких кусочков хлеба, нарисованная. Его друзья были художниками и решили таким образом отметить свою свадьбу.
Ты же не елка!
Ольга Морозова считает, что сейчас очень удачное время для невест. В зависимости от финансовых возможностей девушка может заказать любую свадьбу, любой наряд. Когда сама Ольга выходила замуж в 18 лет, сделать пышное платье со множеством украшений ей не дали. Дело было в 70-х, и закройщица ателье строго сказала девушке: "Надо быть скромной. Ты же не елка, чтобы тебя украшать!"
Времена меняются, и старое свадебное платье бабушки может показаться нелепым. Но не смотрите на него с насмешкой - оно может скрывать такую увлекательную историю жизни и любви, какую не встретишь ни в одном романе.