Музей матримониальных ценностей
Сергей ВОРОХОВ
"Аргументы и факты", №12 2003
Молодежь мало знает о свадебных традициях. Какого цвета должно быть платье у невесты, вступающей в брак повторно, а какого — бабочка у жениха, как носить фату и кто должен приглашать гостей на свадьбу — для многих вопросы без ответов. К такому выводу пришла Ольга МОРОЗОВА, занимающаяся созданием свадебных и исторических костюмов, и решила открыть в Петербурге музей свадьбы, чтобы учить молодоженов матримониальным тонкостям.
Где найти довоенные нитки?
Идея создания свадебной экспозиции пришла Ольге Ивановне год назад, когда ее попросили подобрать костюмы для свадебных фотографий, стилизованных под конец XIX века, причем требовался петербургский колорит. Всего за год Ольге Морозовой удалось собрать внушительную коллекцию. Сейчас в ее собрании десяток свадебных платьев, пара мужских костюмов, веера, свадебные туфли, сумочки, перчатки, галстуки, фотографии и многое другое. Все вещи датированы от середины XIX в. до 80-х годов XX в. И обязательно имеют питерерскую прописку.
Что-то из экспонатов покупались антикварных магазинах, что-то с рук, что-то приходилось реконструировать. От одного платья с уникальной вышивкой по тюлю, датируемого 1899 года, музею досталась только нижняя юбка. Остальное надо было шить заново на основе фотографий и модных журналов того времени. А чтобы приблизиться к оригиналу, пришлось полгорода обегать в поисках ниток хотя бы довоенного года выпуска. Пока хуже всего в музее обстоят дела с мужским сваребным костюмом. Не хранят почему-то мужики свои костюы так трепетно, как жены подвенечные платья. Но главное в экспонатах свадебного музея — реальные истории людей, носивших когда-то эти вещи.
Семейные истории
Основой экспозиции должна стать история семьи Караваевых, чьи потомки передали музею семейный архив, содержащий документы с конца XIX до середины XX века. Именно в деталях семейного быта и должна заключаться ценность экспозиции, раскрывающей историю города через частную жизнь горожан, считает Морозова. Поэтому, если музей и приобретает экспонаты, то желательно вместе с фотографиями и семейными документами.
«Смотрите, вот приглашение на помолвку Караваевых, вот список приданого, вот приглашение на свадьбу, кстати, тогда его было принято посылать от имени родителей жениха и невесты, — говорит Ольга Морозова, демонстрируя экспонаты будущего музея. — А вскоре после свадьбы новобрачная стала вести дневник. В нем среди ежедневных событий есть и такая трогательная запись: «Сегодня в три часа 25 минут ночи Бог дал мне дочь... был священник, имя дали Надежда».
Платье из «Космоса»
Традиция вести невесту под венец в белоснежном платье, символизирующем чистоту и непорочность, укоренилась во второй половине XIX века. А вот если невеста вступала в повторный брак, следовало шить платье кремового оттенка. Мужчины надевали темный фрак или визитку. Но бабочка была белой, потому как черные носили только официанты. В двадцатые годы у богатых нэпманов котировались платья причудливых фасонов, привезенные из капиталистической Риги. Перед войной в моду вошел крепдешин, а фасоны свадебных платьев упростились. И Ольга Морозова с гордостью демонстрирует такое платье, сшитое вручную летом 1941 года. Через два месяца после свадьбы муж ушел на фронт, и семья воссоединилась лишь через 10 лет.
В 60-е годы, после гагаринского полета, в моду вошел материл «Космос» — жатая синтетика. Платья резко укоротились и лишились рукавов. В таком коротеньком «мятом» платье выходила замуж Валентина Терешкова. В семидесятые годы в моду вошли хиппи. Платья вновь удлинились, а стильные женихи стали надевать на свадьбу белые галстуки из вологодских кружев. В магазинах в то время свадебное платье было не купить, шили их в единственном на весь Ленинград ателье, куда выстраивались громадные очереди. Тогда же вернулась мода на фату, которая в традиционной свадьбе обязательно должна была закрывать лицо невесты, оберегая от «дурного глаза».
Свадебный музей должен открыться в апреле в Московском загсе. Для новобрачных вход бесплатный, чтоб охотнее приобщались к традициям.