Платье на один день
Юлия Гаврилко
Fashion Collection, июль-август2004
Основательницу «Музея свадьбы» Ольгу Морозову на светских мероприятиях Санкт-Петербурга часто можно увидеть в наряде, в точности копирующем платье Екатерины II. Интерес к историческому костюму возник у Ольги во время учебы в институте. Но заниматься коллекционированием, как это нередко бывает, она начала случайно. Все произошло из-за одного свадебного платья...

В начале 1990-х годов Ольга зарабатывала на жизнь тем, что шила свадебные наряды. Сегодня она с улыбкой вспоминает, как охотилась за белыми молниями и ездила в Таллинн за тканями. Со временем ее салон подвенечных платьев «Принцесса Анна» стал самым известным в городе. По долгу службы Ольга заинтересовалась свадебными традициями и историей петербургской свадьбы.
«Первое платье я приобрела в антикварном магазине. Это был наряд 1900 года», - рассказывает хозяйка музея. По ее словам, проследить, когда наряд невесты в России стал белым, сложно. «Это зависело от сословия: крестьянки выходили замуж в одежде, которая была у них самой красивой. Невесты-дворянки могли себе позволить и французское платье за 200 рублей. В Петербурге существовало несколько мастерских по пошиву свадебного платья, но создавались наряды в основном по французским выкройкам».

Одержимая манией коллекционера, Ольга штурмовала антикварные магазины и обшаривала помойки, когда видела, как кто-нибудь выбрасывал кучу старого тряпья. Труды ее не были напрасны: именно там можно было обнаружить свадебные платья 1960-70-X годов. Вскоре раритеты моды сами стаяли находить Морозову. Так в коллекции появился на-ряд1909 года: «Выпускница бестужевских курсов вышла замуж за учителя. В браке она прожила все-го три года: началась холера, и ее муж скончался. Больше она замуж не вышла. Платье вместе с ак-сессуарами - перчатками, чулками, сумочкой - досталось дочери, а затем - внучке, пролежало в коробке две войны и сейчас нашло место в музее». Этот подвенечный наряд хотела приобрести одна из посетительниц, поскольку стиль «винтаж» сейчас очень популярен. Но Ольга категорически отказывается продавать свои экспонаты.
Недавно Ольга побывала во Франции и в поисках свадебных платьев обошла все парижские «блошиные рынки». Ее новая мечта - купить подвенечный наряд от Диора. По коллекции музея можно проследить историю свадебной моды как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе.

Среди экспонатов есть платья и времен НЭПа, и периода «оттепели». Именно тогда в моду вошли знаменитые короткие платьица из нового синтетического материала «Космос». Моду конца 70-х демонстрирует наряд самой Ольги - скромное цельнокроеное платье из ацетатного шелка, воротник - апаш.
Так что современным невестам есть смысл шить особенные подвенечные платья. Возможно, этот наряд прослужит только один день, однако он может стать достойным экспонатом музея свадебных платьев на многие годы.
Музей Петербургской свадьбы